Одним из самых сложных узлов в автомобиле является гидромеханическая АКПП. Она представляет собой непростую комбинацию электроники, гидравлики и механики. Современная АКПП имеет не только тяжелую для понимания конструкцию, но и сложный принцип работы. Для понимания принципа работы АКПП, ее условно можно разложить на три составные части: электронную, механическую и гидравлическую. Электронная часть механизма реализует обратную связь с другими системами и управление режимами АКПП. Гидравлическая передает крутящий момент и силовое воздействие на исполнительные механизмы коробки. Механическая часть трансмиссии отвечает непосредственно за переключение передач. Исходным механизмом, от которого отталкивается работа АКПП, является двигатель автомобиля. Как известно, его мощность и крутящий момент могут изменяться в широком диапазоне и зависят от частоты вращения. Характеристика двигателя фактически является противоположной идеальной: при малых оборотах крутящий момент и мощность минимальны, тогда как для начала движения автомобиля, напротив, необходимы максимальные показатели. И наоборот, когда автомобиль уже разогнан, и для движения не требуется большой мощности и крутящего момента, эти показатели максимальны. Диапазон, когда момент и мощность постоянны при большом диапазоне частоты вращения очень небольшой, и этот недостаток компенсируется с помощью трансмиссии, приближая характеристику двигателя к идеальной, путем изменения ее передаточного числа. АКПП необходимо преобразовать крутящий момент и мощность так, чтобы обеспечить для движения максимально подходящие условия. При этом чрезвычайно важно, чтобы в процессе преобразования не терялся КПД, не требовалось участия водителя, не возникало дискомфорта в виде рывков и толчков при переключении передач. Перечисленные задачи решаются с помощью автоматической трансмиссии. АКПП сама осуществляет преобразования с помощью гидротрансформатора и планетарных передач. Управление гидротрансформатором осуществляется за счет крутящего момента и мощности на его валу, за переключение передач отвечает система управления. От водителя контроля данного процесса не требуется, что повышает комфорт и безопасность езды.
Очень интересный видео ролик. Устройство АКПП.
|